Театр им. Маяковского

Большая Никитская улица, 19

Театр имени Маяковского (Большая Никитская улица, 19), драматический. Открылся в октябре 1922. Создан на основе расформированного Теревсата (Театра революционной сатиры), часть труппы которого, пополненная артистами других московских театров, составила актёрский коллектив нового театра.

С 1922 назывался Театром Революции, с 1943 - Московским театром драмы, с 1954 современное название. В 1922-24 театр возглавлял В.Э. Мейерхольд. Поставленные им в 1923 <Доходное место> А.Н. Островского и <Озеро Люль> А.М. Файко стали образцами новаторского раскрытия классической пьесы. В 1924 главным режиссёром стал А.Л. Грипич. С середины 1920-х гг. театр ориентировался на современную советскую драматургию: <Эхо> В.Н. Билль-Белоцерковского (1924), <Воздушный пирог> (1925) и <Конец Криворыльска> (1926) Б.С. Ромашова и др. Среди ведущих актёров театра: Д.Н. Орлов, М.И. Бабанова, К.А. Зубов, О.И. Пыжова, С.А. Мартинсон, Ю.С. Глизер, М.М. Штраух, М.Ф. Астангов. Спектакли ставились режиссёрами разных школ; наиболее значительный след в истории театра тех лет оставил А.Д. Дикий (<Человек с портфелем> Файко, 1928, и др.).

В 1930-35 Театр Революции возглавлял А.Д. Попов; ставя современные пьесы, прежде всего Н.Ф. Погодина (<Поэма о топоре>, 1931; <Мой друг>, 1932; <После бала>, 1934), он создал спектакли, которые знаменовали собой освоение нового жизненного материала. В его спектакле <Ромео и Джульетта> У. Шекспира (1935, сорежиссёр И.Ю. Шлепянов) динамичный рисунок мизансцены, яркая конкретность быта, колорит эпохи сочетались с глубокой человечностью актёрских образов в блестящем исполнении Бабановой и Астангова. После ухода Попова спектакли в театре в 1936-41 ставили разные режиссёры. Среди наиболее интересных постановок: <Собака на сене> Лопе де Веги (1937, режиссёр В.Н. Власов), <Таня> А.Н. Арбузова (1939, режиссёр А.М. Лобанов), <Павел Греков> Б. Войтехова и Л.С. Ленча (1939, режиссёры Астангов и М.Е. Лишин), <Бесприданница> Островского (1940, режиссёр Ю.А. Завадский).

В 1943-67 театром руководил Н.П. Охлопков (мемориальная доска), определивший принципы дальнейшего творческого развития театра: стремление к гражданственной тематике, монументальным образам. Особое внимание он уделял жанру современной героической драмы. Одна из значительных работ театра в 40-х гг. - <Молодая гвардия> (по А.А. Фадееву, 1947). Среди других спектаклей - <Мать> (по М. Горькому, 1948), <Садовник и тень> Л.М. Леонова (1957), <Гостиница "Астория"> (1956) и <Океан> (1961) А.П. Штейна. Одновременно ставилась и классика: <Гроза> Островского (1953) и <Гамлет> Шекспира (1954), <Медея> Еврипида (1961).

С 1967 главный режиссёр - А.А. Гончаров, постановкам которого свойственны яркая театральная форма, общественно-публицистический пафос. Среди спектаклей: <Дядюшкин сон> (по Ф.М. Достоевскому, 1971, режиссёр М.О. Кнебель), <Смотрите, кто пришёл!> В.К. Арро (1982, режиссёр Б.А. Морозов), <Плоды просвещения> Л.Н. Толстого (1984, режиссёр П.Н. Фоменко); <Дети Ванюшина> С.А. Найдёнова (1969), <Мария> А.Д. Салынского (1970), <Характеры> (по Н.С. Лескову, 1979), <Завтра была война> Б.Л. Васильева (1985), <Жертва века> по Островскому (1994), все - режиссёр Гончаров. В состав труппы в разные годы входили: Б.М. Тенин, Л.П. Сухаревская, В.Я. Самойлов, А.Б. Джигарханян, Н.Г. Гундарева, Т.М. Карпова, А.С. Лазарев, С.В. Немоляева, Т.Г. Васильева, И.М. Костолевский, И.Л. Охлупин, Н.И. Русланова, Е.П. Симонова, Т.В. Доронина, А.В. Парра, А.К. Фатюшин, М.И. Филиппов, Э.Т. Виторган и др.

Сейчас театр Маяковского - один из самых популярных театров в Москве. Во многом эта популярность объясняется тем, что в театре работает много актеров-<звезд>: И. Костолевский, Е. Симонова, А. Лазарев, С. Немоляева, М. Филиппов и др. Репертуар театра довольно разнороден, есть много спектаклей, которые идут очень давно. До сих пор идут спектакли, поставленные режиссером А. Гончаровым - <Жертва века>, <Театральный романс>, <Наливные яблоки, или правда - хорошо:>, П. Фоменко <Плоды просвещения>, Л. Хейфецем <Кукольный дом (><Нора>)>, <Синтезатор любви>. Два года назад главным режиссером театра стал С. Арцибашев. За это время он осуществил несколько постановок: <Женитьба>, <Карамазовы>, <Банкет>: В основном, спектакли не самого высокого художественного уровня, сделанные, скорее, по антрепризной схеме - <на звезд>. Зал театра Маяковского (основная сцена) насчитывает 1148 мест (филиал - 450). Филиал театра Маяковского находится по адресу: Пушкарёв переулок, 21.